АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ
представителей малого бизнеса в использовании ресурсов
On-Line коммерции
Важность настоящего анализа обусловлена тем, что цифровизация экономики требует новых подходов к организации информационного обслуживания наиболее незащищенных коллективных пользователей в сфере женского предпринимательства.
Целью анализа является рассмотрение потребностей коллективных и индивидуальных пользователей информации, включающих понятия информационных потребностей, цифрового взаимодействия в сфере продаж, потребительских требований к информации о продукции и процессу обслуживания в целом. В существующих условиях экономики развитие малого и среднего предпринимательства в целом будет гораздо менее эффективным без цифровых торговых площадок. Цифровые торговые площадки могут стать одним из цифровых инструментов в решении государственных задач региональных экономик по развитию малого и среднего бизнеса, помогая снизить нагрузку на производителей по реализации продукции, обеспечить прозрачность ценообразования для потребителя, стать достоверным источником информации при планировании производства, формировании программ поддержки и целевого финансирования.
Анализ проводился на основании данных, полученных в ходе опроса и глубинных интервью представительниц бизнес-среды. Количество опрошенных 78 представителей малого и среднего бизнеса.
ГЕОГРАФИЯ ОПРОСА:
Жалал-Абадская область
Нарынская область
ОСНОВНЫЕ АКЦЕПТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для проведения анализа потребностей представительниц малого бизнеса в использовании ресурсов онлайн-коммерции в Кыргызстане учитывались несколько ключевых аспектов:
ОТРАСЛИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНЩИН-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬНИЦ
-
Изучение основных отраслей, в которых активны женщины-предпринимательницы (например, сфера услуг, производство, торговля).
-
Определение специфики и особенностей деятельности в каждой из отраслей с учетом потребностей в онлайн-ресурсах.
1
2
-
Оценка уровня доступности высокоскоростного интернета в различных регионах страны, где действуют предпринимательницы.
-
Изучение наличия и использования мобильных технологий (смартфонов) для доступа к интернету.
УРОВЕНЬ ДОСТУПНОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНТЕРНЕТА
ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
-
Анализ уровня цифровой грамотности у женщин-предпринимательниц и их готовности использовать онлайн-ресурсы для бизнеса.
-
Изучение доступности образовательных программ и курсов, специализированных на онлайн-коммерции для предпринимательниц.
3
4
-
Исследование финансовых возможностей женщин-предпринимательниц для инвестирования в развитие онлайн-бизнеса.
-
Определение финансовых препятствий для использования онлайн-ресурсов.
ФИНАНСОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕПЯТСТВИЯ
ПОТРЕБНОСТИ В ОНЛАЙН РЕСУРСАХ
-
Определение основных потребностей предпринимательниц в онлайн-ресурсах
5
6
-
Анализ конкурентной среды и уровня развития онлайн-коммерции в отраслях, где действуют женщины-предпринимательницы.
-
Идентификация возможностей для развития и конкурентоспособности через усиление онлайн-присутствия.
-
Оценка препятствия и вызовов (изучение преград, с которыми сталкиваются женщины-предпринимательницы при использовании онлайн-ресурсов)
КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА И РАЗВИТИЕ
ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Опрос представителей женского малого и среднего предпринимательства (ЖМСП) показал низкий уровень информированности респондентов о возможностях взаимодействия с различными площадками электронной коммерции. Вместе с тем респонденты смогли довольно четко описать барьеры, которые мешают успешному взаимодействия с площадками электронной коммерции:
Отсутствие полноценной и легкодоступной информации о курсах по обучению пользователей электронной коммерции
Частично закрытая и трудная для понимания информация о нововведениях в технике и технологиях для облегчения администрирования бизнеса
Трудности поиска информации и участия в информационных коммуникациях с другими представителями ЖМСП для создания коллаборации и увеличения объемов товаров для продажи
Низкий уровень специальных знаний по бухгалтерскому учету и юридическому сопровождению деятельности
Данная ситуация сохраняется на протяжении долгого периода и усугубляется переходом к турбулентной экономике, что требует поиска новых путей повышении эффективности деятельности создающихся элементов системы государственного консультирования (на базе областных и районных отделов креативной экономики). В качестве нового направления предлагается рассматривать процесс информационного обеспечения ЖМСП с точки зрения понятия обозначенных потребностей. Отдельно следует выделить информационную потребность представителей ЖМСП. Информационная потребность рассматривается в качестве ключевого понятия для информационно-аналитической деятельности различных субъектов представителей женского малого бизнеса. Отдельно стоит выделить направления, связанные с логистикой товаров в маркетплейсах, представительств которых нет в Кыргызстане. Эта темы требует отдельного изучения и должны быть рассмотрена с участием представителей бизнеса и государственных органов.
При этом основными источниками информации для ЖМСП по теме использования электронных коммерческих площадок являются Интернет (87% респондентов), информация от коллег, партнеров, поставщиков (32% респондентов) и средства массовой информации (28% респондентов). Более половины опрошенных затрудняются ответить на вопрос о наличии в их районе информационно-консультационной службы для ЖМСП или просто для представителей малого бизнеса и не знакомы с ее работой.
Рабочая гипотеза опроса была сформирована следующим образом: «Представители ЖМСП больше всего заинтересованы в информации о возможных рынках сбыта». В ходе анализа эта гипотеза полностью подтвердилась. Информационные запросы ЖМСП определены наличием проблемы доступа к достоверной и релевантной информации.
1
Основные отрасли, в которых задействованы женщины-предпринимательницы:
индивидуальное швейное производство; ремесленное производство; производство продуктов питания; пчеловодство. Во всех отраслях, где заняты женщины-предпринимательницы ощущается острая потребность в развитии он- лайн ресурсах. В первую очередь это он- лайн обучение (он- лайн тогровля, бух учет и налогообложение). Далее, создание собственных страничек в маркетплейсах и их продвижение.
Уровень доступности технологий и интернета
В пилотных областях есть доступ доступности высокоскоростного интернета в различных регионах страны, где действуют предпринимательницы. У всех респондентов есть смартфоны различных брендов с широким набором функций, которые обеспечивают доступ к интернету и осуществление различных бизнес- операций
2
3
Образование и обучение:
Опрос показал достаточно низкий уровень цифровой грамотности у женщин-предпринимательниц (возможности интернета и смартфонов используются в основном для мобильной связи, использования фотокамеры, частично для оплаты налогов и заполнения налоговых отчетностей) их готовности использовать онлайн-ресурсы для бизнеса.
В учебных заведениях пилотных областей нет соответствующих учебных программ направленных на повышение квалификации либо приобретения базовых навыков в сфере электронной коммерции. (исключение составляет запущенные в рамках проекта демократической комиссии посольства США курсы по развитию навыков электронной коммерции. Однако на сегодняшний день эти учебные заведения не могут предоставлять свои услуги в он-лайн формате)
В ходе опроса не было выявлено никаких финансовых препятствий для использования онлайн-ресурсов.
4
РЕКОМЕНДАЦИИ:
-
Упорядочить (сделать системным) процесс взаимодействия всех вовлеченных сторон (представители ЖМСП, представители обучающей среды, госорганы) через создание постоянно действующей коммуникационной площадки на базе областной администрации;
-
Предоставить представителям ЖМСП возможность систематического обучения по направлению электронной коммерции. Для этого необходимо:
-
Разработать механизм систематического повышения квалификации для преподавателей учебных заведений профильного направления
-
Создание электронной площадки для размещения учебного материала с возможностью прохождения онлайн обучения
-
-
Создать площадки для проведения консультаций по администрированию бизнеса на базе районных администраций с выделение отдельной штатной единицы, либо привлечением международных проектов для реализации этого пункта рекомендаций
-
Изучить вопрос организации логистики доставки товаров из отдаленных регионов Республики в районные и областные центры для дальнейшей сортировки и отправки.