top of page
НАЧАЛО

АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ 

представителей малого бизнеса в использовании ресурсов
On-Line коммерции

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Важность настоящего анализа обусловлена тем, что цифровизация экономики требует новых подходов к организации информационного обслуживания наиболее незащищенных коллективных пользователей в сфере женского предпринимательства.

 

Целью анализа является рассмотрение потребностей коллективных и индивидуальных пользователей информации, включающих понятия информационных потребностей, цифрового взаимодействия в сфере продаж, потребительских требований к информации о продукции и процессу обслуживания в целом. В существующих условиях экономики развитие малого и среднего предпринимательства в целом будет гораздо менее эффективным без цифровых торговых площадок. Цифровые торговые площадки могут стать одним из цифровых инструментов в решении государственных задач региональных экономик по развитию малого и среднего бизнеса, помогая снизить нагрузку на производителей по реализации продукции, обеспечить прозрачность ценообразования для потребителя, стать достоверным источником информации при планировании производства, формировании программ поддержки и целевого финансирования.

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА:

Анализ проводился на основании данных, полученных в ходе опроса и глубинных интервью представительниц бизнес-среды. Количество опрошенных  78 представителей малого и среднего бизнеса.

ГЕОГРАФИЯ

ГЕОГРАФИЯ ОПРОСА:

jala-abad-01.png
geometka.png

Жалал-Абадская область

Нарынская область

geometka.png
АКЦЕПТЫ

ОСНОВНЫЕ АКЦЕПТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для проведения анализа потребностей представительниц малого бизнеса в использовании ресурсов онлайн-коммерции в Кыргызстане учитывались несколько ключевых аспектов:

ОТРАСЛИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНЩИН-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬНИЦ

  • Изучение основных отраслей, в которых активны женщины-предпринимательницы (например, сфера услуг, производство, торговля).

  • Определение специфики и особенностей деятельности в каждой из отраслей с учетом потребностей в онлайн-ресурсах.

1

2

  • Оценка уровня доступности высокоскоростного интернета в различных регионах страны, где действуют предпринимательницы.

  • Изучение наличия и использования мобильных технологий (смартфонов) для доступа к интернету.

УРОВЕНЬ ДОСТУПНОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНТЕРНЕТА

ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

  • Анализ уровня цифровой грамотности у женщин-предпринимательниц и их готовности использовать онлайн-ресурсы для бизнеса.

  • Изучение доступности образовательных программ и курсов, специализированных на онлайн-коммерции для предпринимательниц.

3

4

  • Исследование финансовых возможностей женщин-предпринимательниц для инвестирования в развитие онлайн-бизнеса.

  • Определение финансовых препятствий для использования онлайн-ресурсов.

ФИНАНСОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕПЯТСТВИЯ

ПОТРЕБНОСТИ В ОНЛАЙН РЕСУРСАХ

  • Определение основных потребностей предпринимательниц в онлайн-ресурсах

5

6

  • Анализ конкурентной среды и уровня развития онлайн-коммерции в отраслях, где действуют женщины-предпринимательницы.

  • Идентификация возможностей для развития и конкурентоспособности через усиление онлайн-присутствия.

  • Оценка препятствия и вызовов (изучение преград, с которыми сталкиваются женщины-предпринимательницы при использовании онлайн-ресурсов)

КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА И РАЗВИТИЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Опрос представителей женского малого и среднего предпринимательства (ЖМСП) показал низкий уровень информированности респондентов о возможностях взаимодействия с различными площадками электронной коммерции. Вместе с тем респонденты смогли довольно четко описать барьеры, которые мешают успешному взаимодействия с площадками электронной коммерции:

Отсутствие полноценной и легкодоступной информации о курсах по обучению пользователей электронной коммерции

Частично закрытая и трудная для понимания информация о нововведениях в технике и технологиях для облегчения администрирования бизнеса

Трудности поиска информации и участия в информационных коммуникациях с другими представителями ЖМСП для создания коллаборации и увеличения объемов товаров для продажи

Низкий уровень специальных знаний по бухгалтерскому учету и юридическому сопровождению деятельности

Данная ситуация сохраняется на протяжении долгого периода и усугубляется переходом к турбулентной экономике, что требует поиска новых путей повышении эффективности деятельности создающихся элементов системы государственного консультирования (на базе областных и районных отделов креативной экономики). В качестве нового направления предлагается рассматривать процесс информационного обеспечения ЖМСП с точки зрения понятия обозначенных потребностей. Отдельно следует выделить информационную потребность представителей ЖМСП. Информационная потребность рассматривается в качестве ключевого понятия для информационно-аналитической деятельности различных субъектов представителей женского малого бизнеса. Отдельно стоит выделить направления, связанные с логистикой товаров в маркетплейсах, представительств которых нет в Кыргызстане. Эта темы требует отдельного изучения и должны быть рассмотрена с участием представителей бизнеса и государственных органов.

При этом основными источниками информации для ЖМСП по теме использования электронных коммерческих площадок являются Интернет (87% респондентов), информация от коллег, партнеров, поставщиков (32% респондентов) и средства массовой информации (28% респондентов). Более половины опрошенных затрудняются ответить на вопрос о наличии в их районе информационно-консультационной службы для ЖМСП или просто для представителей малого бизнеса и не знакомы с ее работой.

Рабочая гипотеза опроса была сформирована следующим образом: «Представители ЖМСП больше всего заинтересованы в информации о возможных рынках сбыта». В ходе анализа эта гипотеза полностью подтвердилась. Информационные запросы ЖМСП определены наличием проблемы доступа к достоверной и релевантной информации.

1

Основные отрасли, в которых задействованы женщины-предпринимательницы:

 

индивидуальное швейное производство; ремесленное производство; производство продуктов питания; пчеловодство. Во всех отраслях, где заняты женщины-предпринимательницы ощущается острая потребность в развитии он- лайн ресурсах. В первую очередь это он- лайн обучение (он- лайн тогровля, бух учет и налогообложение). Далее, создание собственных страничек в маркетплейсах и их продвижение.

Уровень доступности технологий и интернета

 

В пилотных областях есть доступ доступности высокоскоростного интернета в различных регионах страны, где действуют предпринимательницы. У всех респондентов есть смартфоны различных брендов с широким набором функций, которые обеспечивают доступ к интернету и осуществление различных бизнес- операций

2

3

Образование и обучение:

 

Опрос показал достаточно низкий уровень цифровой грамотности у женщин-предпринимательниц (возможности интернета и смартфонов используются в основном для мобильной связи, использования фотокамеры, частично для оплаты налогов и заполнения налоговых отчетностей)  их готовности использовать онлайн-ресурсы для бизнеса.

В учебных заведениях пилотных областей нет соответствующих учебных программ направленных на повышение квалификации либо приобретения базовых навыков в сфере электронной коммерции. (исключение составляет запущенные в рамках проекта демократической комиссии посольства США курсы по развитию навыков электронной коммерции. Однако на сегодняшний день эти учебные заведения не могут предоставлять свои услуги в он-лайн формате)

В ходе опроса не было выявлено никаких финансовых препятствий для использования онлайн-ресурсов.

4

5

Основные потребности в онлайн-ресурсах заключаются в первую очередь в получении знаний по различным цифровым маркет- плейсам, далее ознакомлении и приобретении навыков в использовании различных площадок.

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  1. Упорядочить (сделать системным) процесс взаимодействия всех вовлеченных сторон (представители ЖМСП, представители обучающей среды, госорганы) через создание постоянно действующей коммуникационной площадки на базе областной администрации;

  2. Предоставить представителям ЖМСП возможность систематического обучения по направлению электронной коммерции. Для этого необходимо:

    • Разработать механизм систематического повышения квалификации для преподавателей учебных заведений профильного направления

    • Создание электронной площадки для размещения учебного материала с возможностью прохождения онлайн обучения

  3. Создать площадки для проведения консультаций по администрированию бизнеса на базе районных администраций с выделение отдельной штатной единицы, либо привлечением международных проектов для реализации этого пункта рекомендаций

  4. Изучить вопрос организации логистики доставки товаров из отдаленных регионов Республики в районные и областные центры для дальнейшей сортировки и отправки.

bottom of page