Помощь ТБ пациентам на местном уровне
На что в первую очередь идут деньги из бюджета местных органов самоуправления? На муниципальные услуги, реализацию политики в сфере местного самоуправления, на зарплаты сотрудникам. От величины бюджета зависит качество дорог, состояние школ, количество детских садов и даже уборка улиц. До поддержки уязвимых слоев населения средства доходят в последнюю очередь, и то не всегда. Вопросы социальной направленности местных бюджетов являются дискуссионными: должны ли органы местного самоуправления оказывать социальную помощь населению? Рассмотрим этот вопрос на примере Нарынской области.
Самат Карыпбаев – социальный работник Чолпонского айыл окмоту Кочкорского района Нарынской области. Здесь проживают 9 ТБ больных. Согласно закону «О защите населения от туберкулеза» раз в год местные органы самоуправления должны выделять ТБ пациентам средства на дорогу до места лечения и обратно. Поэтому в бюджете каждый год на эту статью закладывают 9 тысяч сомов – по 1000 с. на каждого больного. Делать какие-либо еще социальные выплаты уязвимым слоям населения айыл окмоту себе позволить не может.
«Вместе с дотациями наш бюджет на 2020 год составил 11 млн 704 тыс сомов. Большая часть средств уходит на зарплату сотрудников, соц. фонд, электричество. Также мы выделяем средства на питание детей в детском саду. Свободных средств у нас не остается».
Самат Карыпбаев, социальный работник Чолпонского айыл окмоту Кочкорского района Нарынской области
В рамках проекта USAID «Поддержка пациентов с туберкулезом» в 3-х районах Нарынской области: Кочкорском, Нарынском и Ат-Башинском были проведены тренинги для депутатов местных кенешей и представителей айыл окмоту. Эксперт проекта Самыйбек Эсенбеков помог представителям МСУ больше узнать о планировании социально-ориентированного бюджета для поддержки местного населения, в том числе ТБ пациентов. По его словам, вопросы социальной защиты со стороны местной власти не проработаны, так как носят делегированный характер. При этом делегированность до конца по законодательству не оформлена, потому вопрос социальной защиты населения четко не прописан.
«Цель тренингов была обозначить правовые основы социальной политики, начиная с Конституции . В соответствии со статьей 112, органы местного самоуправления ежегодно должны разрабатывать программы социально-экономического развития и программы социальной защиты населения. Перед тренингом мы попросили представителей МСУ отправить свои программы и увидели, что вопросы социальной защиты населения не проработаны, некоторые планы были переписаны с шаблонов вышестоящих госорганов. На тренингах мы делали акцент на том, что должен охватить и отразить план социальной защиты. В любом бюджете местного самоуправления рассматривают помощь по определенным датам. Например, День инвалида, День матери, День защиты детей и т.д. Таким образом, органы МСУ уделяют внимание местному электорату. Но когда по ходу тренинга я попросил их посчитать, сколько условно тратится денег из местного бюджета на душу, они увидели, что даже 1% своих расходов они не тратят на помощь уязвимым слоям населения».
Самыйбек Эсенбеков, эксперт проекта USAID «Поддержка пациентов с туберкулезом» по местным органам самоуправления
На каждого представителя уязвимых групп населения у органов МСУ должен быть социальный паспорт. В нем должно быть отражено, кто из жителей имеет инвалидность, кому нужна помощь. Этим людям можно помочь за счет бюджета или за счет привлечения доноров. По словам эксперта, в большинстве нормативно-правовых актов не отражено, какую помощь должны оказывать МСУ, поэтому каждый орган самоуправления оказывает поддержку по своим возможностям. Нет даже соответствующей статьи расходов. Материальная помощь нуждающимся значится как «Прочее».
Самыйбек Эсенбеков, эксперт проекта USAID «Поддержка пациентов с туберкулезом» по местным органам самоуправления
«Во время тренинга я дал групповое задание. Первая группа должна была написать о том, какая помощь оказывается уязвимым слоям от государства, вторая должна была описать компетенции местной власти. Выяснилось, что они не знают, какая помощь должна идти от государства, а какая от ОМСУ. Если депутаты местных кенешей и органы местного самоуправления не имеют представлений об этих разграничениях, что можно ждать от населения?».
В Кыргызстане из 584 МСУ - 87% существуют за счет дотаций из республиканского бюджета, лишь 13% сами себя обеспечивают. В Нарынской области самодостаточен только Кочкорский айыл окмоту.
«Впечатление у меня сложилось удручающее. Органы МСУ, в основном депутатский корпус, не понимают важность социально-ориентированного бюджета. В каждом местном кенеше есть постоянная комиссия по социальным вопросам, но ее члены не дорабатывают, не понимают суть проблемы. У сотрудников айыл окмоту базовые знания уже есть, но депутаты многие некомпетентны. После нового созыва депутаты стараются попасть в комиссии по бюджету или по земельным вопросам. Самая нежелательная для них постоянная комиссия – это по социальным вопросам. И как эксперт по местному самоуправлению я замечаю, что папка заседаний по социальным вопросам многих айыльных кенешей почти пуста. Это вызывает сомнения, проводят ли они заседания. Непонимание депутатского корпуса иногда тормозит работу всего айыл окмоту в этом направлении».
Самыйбек Эсенбеков, эксперт проекта USAID «Поддержка пациентов с туберкулезом» по местным органам самоуправления
В ноябре состоялось совещание координационного совета по здравоохранению Нырынской области, в котором приняли участие представители государственных органов, ОМСУ, АППП КР, руководители районных администраций, а также специалисты проекта USAID «Поддержка пациентов с туберкулезом». Присутствующие обсудили необходимость оказания социальной поддержки ТБ пациентам на местном уровне. Эксперты проекта предложили варианты решения проблем, связанных с выявлением, лечением и профилактикой туберкулеза. Заместитель полномочного представителя Правительства Жаркын Ибраева предложила интегрировать мероприятия проекта в рабочий план общественной деятельности по профилактике ВИЧ/СПИДа и туберкулёза в Нарынской области.
Жаркын Ибраева, заместитель полномочного представителя Правительства
«Нам важно доносить информацию о болезни и законах до людей, и мы бы хотели, чтобы донорские организации нам помогали в этом. Важно, чтобы главы айыл окмоту и депутаты местных кенешей знали законы и соблюдали их. Проект «Поддержка пациентов с туберкулезом» провел встречи с ОМСУ и представителями местных сообществ почти во всех наших районах, и, конечно, мы активно поддерживаем осуществление проекта в Нарынской области. Местная власть отвечает за все происходящее на их территории. Они должны хотя бы мизерный бюджет закладывать на поддержку больных туберкулезом».
Эксперты проекта подготовили обоснование необходимости поддержки ТБ пациентов и их семей с точки зрения экономической выгоды для местных сообществ. Гораздо выгоднее помочь больному как можно скорее вернуться к привычной жизни, чем потерять трудоспособного члена общества. Кроме того, пациенты, которые не получают должного лечения, могут заразить окружающих их людей, а значит количество больных может увеличиться, что также отрицательно скажется на благосостоянии сообщества. Есть ОМСУ, которые помогают больным углем или продуктами, оказывают разовую финансовую помощь. И это важно для пациентов не только с точки зрения материальной поддержки. Для ТБ больных также очень важно почувствовать, что от них не отвернулись в трудную минуту, а наоборот, готовы им помочь на пути к выздоровлению. После проведенных тренингов многие ОМСУ согласились с необходимостью оказывать поддержку представителям уязвимых групп, куда входят и ТБ пациенты, а также выразили готовность и дальше работать с проектом USAID «Поддержка пациентов с туберкулезом» в данном направлении.
Данная публикация стала возможной благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID). Красный Полумесяц Кыргызстана несет ответственность за содержание публикации, которое не обязательно отражает позицию USAID или Правительства США.