Дети с туберкулезом нуждаются в психологической помощи

Алие 17 лет. Она учится в медицинском колледже, мечтает стать медсестрой. Несколько лет назад девушка вылечилась от туберкулеза и переехала из своего родного города, чтобы начать жизнь с чистого листа. Больше всего Алия боится, что кто-то из новых друзей или знакомых узнает о том, что у нее был туберкулез и ее опять начнут сторониться. Каждые полгода она проходит обследование в ЦСМ, чтобы исключить рецидив. Каждый такой поход к врачу вызывает у нее тревогу – вдруг столкнется с кем-то из знакомых в коридоре или кто-то расскажет о цели ее визита.

     Чынара Шукурали кызы работает в туберкулезном диспансере кейс-менеджером. Она документирует нарушение прав бенефициаров по Жалал-Абадской области. Раньше она была патронажной сестрой в Красном Полумесяце. Ее подопечные, затронутые туберкулезом, часто рассказывали ей, как сталкивались с нетерпимостью и дискриминацией.

Чынара Шукурали кызы, кейс-менеджер

«Я документировала случай пациента 2002 года рождения. Он заболел в марте 2018 года. Заразился от дедушки. Отец парня уехал на заработки в Россию, о нем заботились дедушка с бабушкой, так как мама инвалид 2 группы по зрению. Тогда мальчик учился 9-классе. Когда он вернулся в школу, директор рассказал всем, что он лечится от туберкулёза и он заразный, хотя бацилловыделения у него уже не было. Тогда я отправилась в школу вместе с врачами, они собрали учеников и учителей и рассказали им о заболевании. Однако, мальчик отказался учиться в этой школе. Тогда мы подали документы в лицей. Мой подопечный вылечится и сейчас работает электриком».

Стигме и дискриминации дети подвергаются в основном со стороны взрослых, это отмечают врачи и проектные специалисты сервисных организаций. Так происходит из-за недостаточной информированности населения о туберкулезе. Кроме того, бытует мнение, что туберкулез – болезнь социально уязвимых групп, которых общество и так не жалует.

«Взрослый человек, столкнувшийся с ситуацией, где ребёнок заболел туберкулёзом, должен задаться целью исследовать глубже эту болезнь. Если он этого не сделает, то может легко пойти на поводу у своего собственного страха и мифов о заболевании. Родители и члены семьи, должны твёрдо понимать и осознавать, что ребёнку, в данной ситуации очень нужна и важна поддержка и забота взрослых. Если все члены семьи, будут вовлечены в процесс выздоровления ребёнка, то ему будет намного проще побороть заболевание».

Надежда Табаранцева, специалист в области возрастной психологии

Также важно делиться информацией о болезни с ребёнком, если у него туберкулёз. Объяснить ему, что с ним происходит, почему он должен пить лекарства и не бросать лечение. Однако, делать это нужно опираясь на возраст.

1/4

Надежда Табаранцева, специалист в области возрастной психологии

«В 5 лет это игровая форма.  В 10 лет, ребенок может понимать и принимать ситуацию. В 16 лет, это уже подросток, который вполне реально и адекватно воспринимает окружающий мир. Однако, необходимо учитывать личностные особенности, образ  жизни ребенка и окружающую его среду, включая его родителей и их стиль воспитания. Лечение туберкулеза, это новый сформировавшийся образ жизни, который может продлиться долгое время. Для того, чтобы ребенок понял и услышал родителей, не бросал лечение и не пропускал прием таблеток, необходим хороший контакт, который включает в себя доверительные и близкие отношения, понимание и оценку ситуации. Ребенок, бесспорно будет уставать от нововведений в свою жизнь, будет временами «бунтовать». Но взрослый на то и родитель, чтобы научиться терпеливо находить подход к своему «чаду»».

Специалисты отмечают, что взрослые, которые в детстве болели туберкулезом, подверглись стигме и дискриминации и не получали достаточной поддержки от близких людей, вырастают неуверенными в себе, замкнутыми и очень настороженно относятся к окружающему миру.

«Чтобы помочь детям пережить стигму и дискриминацию им нужна поддержка, причём поддержка со стороны взрослых. Ребёнок опирается на те ценности, на те взгляды, которых придерживаются взрослые, которые его окружают. Если родители его прячут, скрывают статус, сторонятся ребёнка с туберкулёзом, говорят, что лучше лишний раз не выходить на улицу, то он получает сообщение от родителей, что он какой-то не такой, что он не справится. Это как раз то, что действует на самооценку ребёнка. Во взрослом человеке ребёнок должен находить опору. Если взрослые прибывают сами в страхе и тревоге, боятся, то и ребёнку это передаётся. Если в семье ребёнка будут поддерживать, то он будет меньше травмироваться. Если кто-то его обидит, он не будет думать, что он чем-то не хорош».

Айгуль Ысыкеева, детский семейный психолог

Если ребёнок подвергся стигме и дискриминации, то родители и родственники не должны оставаться в стороне. По мнению специалистов, они должны попытаться донести до окружающих больше информации о туберкулёзе, поделиться научными фактами о заболевании. Но и ребёнка нужно научить за себя постоять, особенно, если с неприязнью он сталкивается со стороны сверстников, считают психологи.

Айгуль Ысыкеева, детский семейный психолог

«Детей с туберкулёзом начинают стигматизировать дети, когда видят, что это позволяют себе взрослые, когда им говорят: «Не играй с ним, он заразный».  Родители должны говорить ребёнку, что люди, которые проявляют неприязнь, неправы, что нельзя так говорить, это несправедливо. Нужно научить ребёнка постоять за себя. Если говорят, что не нужно с ним играть, он сам должен ответить: «Я никого не заражу, я пью лекарства, прохожу лечение». Но опять же, ситуации бывают разные. Если человек настроен агрессивно, не нужно вступать с ним в спор. Поэтому, задача родителей подробно объяснить ребёнку, пострадавшему от туберкулёза, как нужно вести себя в разных ситуациях. Например: «Если человек громко кричит и ругается, ты чувствуешь опасность, то лучше уйти».

Недостаток достоверной информации о туберкулёзе, его лечении и профилактике, приводят к предвзятому отношению, от которого страдают и дети, и взрослые с туберкулёзом. Однако, дети воспринимают неприязнь со стороны общества куда тяжелее. Специалисты отмечают, что в детском возрасте формируется базовое доверие к миру. Если ребёнок сталкивается с отвержением и неприятием,  это может нанести ему в дальнейшем большой урон как личности, отразится на его психических, психологических и поведенческих качествах. Поэтому родителям необходимо быть опорой для детей, затронутых туберкулёзом, защищать и поддерживать их в любой ситуации.

Подготовлено проектом USAID «Поддержка пациентов с туберкулезом»

 

Данный информационный материал стал возможен благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID). Красный Полумесяц Кыргызстана несет ответственность за содержание публикации, которое не обязательно отражает позицию USAID или Правительства США.